Каждый день мы слышим, что какая-то компания объявляет об уходе с российского рынка и у многих людей создается ощущение, что мы вернемся чуть ли не в 90-е годы и, вместо туалетной бумаги Zewa, будем использовать газету. Но давайте попытаемся разобраться, так ли это на самом деле.
Каждый день мы слышим, что какая-то компания объявляет об уходе с российского рынка и у многих людей создается ощущение, что мы вернемся чуть ли не в 90-е годы и, вместо туалетной бумаги Zewa, будем использовать газету. Но давайте попытаемся разобраться, так ли это на самом деле.
Есть такой старый анекдот: «Чем отличается англичанин от еврея? Ответ: Англичанин уходит не прощаясь, а еврей прощается и не уходит». Может быть иностранными компаниями часто управляют умные евреи, а может англичане решили заимствовать у них этот принцип, но мы все больше наблюдаем следующую картину: некоторые, как Toyota, сначала поспешили заявить, что уходят, а потом сказали, что их неправильно поняли и они никуда не собираются уходить, некоторые типа Procter&Gamble, заявили, что возвращаются и просто продукция будет стоить на 30% дороже, а McDonald’s даже объявил срок своего возвращения и заявил, что возвращается через 1.5 месяца, а все это время будет продолжать выплачивать сотрудникам заработную плату. Большинство же компаний пользуются термином «приостанавливают деятельность», что и понятно. Существующие логистические цепочки поставок и оплаты комплектующих и материалов для производства нарушены из-за санкций, а на построение новых нужно время, поэтому дешевле объявить о приостановке, чем продолжать работать с перебоями.
По словам Первого Заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова есть три варианта развития отношений с иностранными компаниями:
«Первый– компания продолжает полноценную работу в России. При этом обеспечивается в полном объёме поставка сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса, выполняются трудовые обязательства перед сотрудниками. Во втором варианте иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнёров и впоследствии смогут вернуться на наш рынок. Такой вариант обсуждался с российским предпринимательским сообществом, оно к этому готово, отдельные инвесторы уже воспользовались такой опцией. И третий вариант– когда компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников. Мы к этому относимся как фактически к умышленному банкротству».
Очень много зависит от того, насколько полный технологический цикл осуществляла компания на территории РФ. Одно дело завод Volkswagen, который безусловно не сможет выпускать автомобили без поставок из-за рубежа, а другое дело молочная продукция завода Valio, которое полностью работало на российском сырье. Таким образом, есть оборудование, помещения, люди, технологии, сырье и сбыт, осталось только сменить упаковку с названием, тоже самое касается и McDonald’s. Отдельно стоят различные сервисы, например, Booking, у которых по сути кроме авторских прав и весьма несложного программного обеспечения на территории РФ вообще ничего нет, а деньги они получают очень даже приличные. Замена таким компаниям, может появиться вообще в течение пары недель.
Естественно, что на какой-то период времени тот ассортимент товаров, к которому мы привыкли, не сохраниться. Но пустых мест на рынке, как известно, не бывает и конкуренты из других стран, или же местные производители этот пробел довольно быстро заполнят. Поэтому паниковать от того что на некоторое время на полках магазинов количество видов йогурта, например, уменьшиться с 50-ти видов до 30, на наш взгляд точно не стоит.