Кто не хочет - ищет причины, кто хочет - возможности! Эта поговорка актуальна и по сей день. Какие возможности раскрываются для ведения бизнеса в наше непростое время? Давайте разбираться.
В свое время мне неоднократно приходилось слышать от более молодых людей, о том, что в 90-е годы было столько возможностей для бизнеса, а сейчас все ниши заняты и ничего принципиально нового придумать, якобы, уже нельзя. Более взрослое поколение тоже ностальгировало: «Вот бы сейчас с моим опытом и мозгами в 90-е, я бы стал еще одним Абрамовичем» и т.д.
В этой статье мы попытаемся разобраться какие возможности существуют для бизнеса сейчас и чем они отличаются от возможностей в пресловутые 90-е годы.
Естественно, сейчас, в связи с разрушением огромного числа логистических цепочек поставок различных товаров, материалов, комплектующих, появиться огромное количество пробелов в рынке, которые нужно будет заполнять, но давайте разбираться стоит ли новым игрокам сходу кидаться в эти ниши. Давайте представим такую ситуацию: вы компания, которая, например, занималась поставкой итальянских красок на российский рынок. Помимо поставщиков, у вас есть склады, транспорт, покупатели, маркетинг, и самое главное, компетенция в этом виде товара. Теперь вопрос: Кому будет легче восполнить пробел на рынке и найти нового поставщика аналогичных или похожих красок, вам или новому участнику рынка? Ответ очевиден. Новый участник рынка не обладая компетенцией, отлаженными каналами продаж, складами и прочим, однозначно проигрывает компаниям, у которых потерялся только поставщик.
Поэтому, анализируя новые возможности, старайтесь найти нишу, близкую к тому, чем вы уже занимаетесь, или в чем у вас есть компетенция. Если вы занимаетесь, например, строительством, и вдруг обнаружили, что есть ниша в строительных материалах, то у вас гораздо больше шансов правильно занять позицию на рынке, чем у людей далеких от строительства. Вы можете рассмотреть и торговлю, и производство данного вида продукции. Вроде бы это очевидные вещи, но, на самом деле, люди им не часто следуют. Например, в октябре 2015 года был принят закон о банкротстве физических лиц, и в течении полугода фирмы, которые начали заниматься этой услугой росли, как грибы после дождя. Но реально получилось закрепиться на этом рынке только компаниям, которые и до этого занимались оказанием юридических услуг населению, а те, кто пришел на этот рынок из других сфер деятельности,- быстро прогорели.
Вторая немаловажная деталь при выборе новой ниши на рынке – это отслеживание и прогнозирование трендов, которые существуют на рынке. Например, если бы вы занялись продажей продуктов для здорового образа жизни в середине 90-х, то при любых вложениях это бы кончилось банкротством. Потому что у людей были совсем другие задачи, прокормить семью, купить хоть какую-то недвижимость или автомобиль, и задачи заботы о своем здоровье уходили на задний план. А затем, с улучшением жизни наметился ЗОЖ-тренд, который последние годы особенно сильно продвигался даже на уровне идеологии государства. Позволю себе сделать некоторые предположения о трендах, которые намечаются сейчас. К сожалению, в связи с ростом курса доллара и введенными санкциями, нам не избежать падения уровня жизни населения. Что это означает с точки зрения бизнеса? Будут востребованы более дешевые виды одежды, продуктов питания, стройматериалов и т.д. Именно на более бюджетные товары стоит делать акцент в производстве и торговле. Люди будут больше стараться сделать что-то своими руками, и инструменты, и материалы, будут более востребованы, чем готовые изделия. Если последнее время огородничество и садоводство было скорее хобби, чем источник пропитания, то сейчас люди будут больше сажать, консервировать и всё, что связанно с организацией этих процессов, будет востребовано. Люди будут дольше эксплуатировать автомобили, чаще их чинить, а не менять. Потребуются новые станции технического обслуживания и магазины запасных частей. Невозможность для большинства людей ездить на отдых за границу по причине ограничения как количества стран, в которые можно поехать, так и по причине стоимости этой поездки, приведет к развитию внутреннего туризма и всего спектра товаров и услуг с этим связанных. Смотрите по сторонам, возможности вокруг вас. Самое главное желание их искать, трудиться и внутренняя энергия. Как говориться, ставьте цели, а ресурсы найдутся.
Берегите себя. Поменьше покупайте и ешьте макарон и сахара :)
Дмитрий Трифонов,
Председатель Правления КПК «Поволжское ОВК»